Урок русского языка и литературы

Тема урока:  «Словари русского языка»

                                                  «Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке»

А.Франс

Цели: 1) обобщение знаний учащихся об основных лексических единицах,

совершенствование умений разграничивать лексические единицы в речи,

активировать и обобщить знания учащихся о словарях русского языка;

2) развитие умений работы со словарями различных типов, осуществление

лексико — фразеологического анализа текста;

3) воспитание коммуникативной компетентности учащихся;

совершенствовать правописные навыки.

Методическая цель: создание ситуации в учебно–познавательной деятельности

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, раздаточный материал, словари русского языка

разных типов, выставка словарей,  слайды к уроку

Преподаватель: Доронина Светлана Викторовна

Ход урока:

Этапы и время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

1 мин.

Проверка готовности к уроку. У каждого должны быть письменные принадлежности, тетради, словари.

 

Подготовка к активной деятельности

5 мин.

Фронтальный опрос (слайд №1):Укажите слова, употреблённые в прямом и переносном значении.

Найдите изобразительно-выразительные средства языка.

 Охарактеризуйте лексические единицы данного предложения с точки зрения активного и пассивного запаса, а также с позиции

сферы употребления.

Какие слова вам непонятны?

Где мы можем найти толкование этих слов?Отвечают на вопросыв прямом – во мраке, блистало, щеки, девушка; в переносном – горели очи,

орлиных очей, не могла укрыться краска

Сравнение – будто звездочки;

Эпитет – приветливо, орлиный, ясные;

Метафора – горели очи, не могла укрыться краска.

Лексические южнорусские диалектизмы: монисто, парубок;

Архаизмы: очи – глаза, ланиты – щеки

Монисто – в южнорусском говоре: бусы, ожерелье.

Парубок — на Украине: юноша, парень.

В словаре.

Тема урока

5 мин.

Учитель объявляет тему урока:  «Словари русского языка»Словарь – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определенном порядке; в словаре объясняются значения описываемых единиц, дается разная информация о них или их перевод на другой язык либо собираются сведения о предметах, обозначаемых ими. Словари играют большую роль в становлении духовной культуры человека, в них отражаются знания, которыми обладает данное общество в определенную эпоху. Словари выполняют социальные функции:

1. Позволяя кратчайшим способом – через обозначения приблизиться к накопленным знаниям;

2. Коммуникативную (давая читателям необходимые слова родного или чужого языка);

3. Нормативную (фиксируя значения и употребления слов, способствуют

совершенствованию и унификации языка как средства общения).

Различают следующую классификацию словарей:

орфографические;

объяснительные (энциклопедические, толковые);

тезаурусы (семантические отношения между лексическими единицами);

семантические (двуязычные или многозначные слова).Запись в тетрадь темы урока:«Словари русского языка»

Классификацию учащиеся заносят в тетрадь

Объяснение новых слов

Проверка домашнего задания

8 мин.

Студенты подготовили несколько сообщений об истории создания словарей и о знаменитых русских лексикографах.Студенты читают доклады: «История создания словарей», «В.И.Даль», «Д.Н.Ушаков»,«С.И.Ожегов»

Повторение материала

3 мин.

Давайте вспомним, как надо пользоваться словарём. У вас на столах лежат памятки. Прочитайте их.Один из студентов читает памятку вслух.

Закрепление материала

3 мин.

Фронтальный опрос :Как вы думаете, для вашей профессии могут понадобиться словари?

Какой словарь вам понадобится, если в рецепте встретится незнакомое слово?

Какой словарь вам понадобится, если вы не будете знать, как правильно написать слово?

Какой словарь вам понадобится, если вы не будете знать, как правильно произносить слова?Отвечают на вопросы

Толковый

Орфографический

Орфоэпический

Повторение материала

Индивидуальная работа студентов

12 мин.

Задание 1Запишите слова, подберите к ним синонимы: милосердие, развитие, труд, дружба (слова написаны на доске). А теперь найдите их в словаре синонимов. Запишите.

Задание 2

Запишите слова, поставьте ударения в них и проверьте себя по словарю (слайд №2).Списывают слова с доски, подбирают синонимы, работают со словарями.

Записывают слова, ставят в них ударения, работают со словарями.

Рефлексия

2 мин.

1. Что такое словарь?2. Какие виды словарей вам известны?

3. По каким принципам они классифицируются?

4. Какими словарями  вы пользуетесь?

5.Какой словарь нравится вам больше всегоОтвечают на вопросы

Подведение итогов урока.

Творческая работа

5 мин.

Дайте развёрнутый ответ о важности словарей для любой профессии.Давайте выразим благодарность словарям с помощью нашей любимой игры «Буриме» (слайд №3)Отвечают на вопрос

Сочиняют четверостишие

Домашнее задание

1 мин.

Составить статьи о ваших предках, принимавших участие в ВОВ, для энциклопедического словаря нашей группы.Записывают домашнее задание

1 слайд

В полуясном мраке горели приветливо, будто звездочки, ясные очи, блистало

красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться

даже краска, стыдливо вспыхнувшая на ланитах девушки. (По Н. Гоголю)

 2 слайд

Поставьте ударения в словах и проверьте себя по словарю:

Гастрономия,  закупорить,  камбала,  камфара,  кладовая, кухонный,  ломоть,  оленина,  оптовый, пиала, ревень,  свекла, свекольник, творог, тефтели, украинский, фарфор,  щавель.

3 слайд

БУРИМЕ

 … не скучать

… знать

… нужны

… словари

Раздаточный материал

ПАМЯТКА  «КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ»

Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.

Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко

ориентироваться в словаре.

Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании,

правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования,

лексическом значении и т.д.  Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные

цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или

выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-

политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы,

поговорки.

Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова,

с которых начинается и кончается страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит

поиск нужного слова.

Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном

виде.  Разъяснение к системе дается в начале словаря.

ПАМЯТКА  «КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ»

Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.

Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д.  Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы,

поговорки.

Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, с которых начинается и кончается страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.  Разъяснение к системе дается в начале словаря.

ПАМЯТКА  «КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ»

Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.

Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д.  Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки.

Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, с которых начинается и кончается страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.  Разъяснение к системе дается в начале словаря.